V совместный семинар Общественной палаты РФ и Европейского экономического и социального комитета (ЕЭСК) по вопросам продовольственной безопасности и развития сельской местности

V совместный семинар Общественной палаты РФ
26.06.2012

По приглашению Межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии (организатора), Общественный деятель , Генеральный директор Производственного Комплекса Промышленного Кролиководства ООО «Диет-Кроль» Анна Филатова и менеджер Проектов компании Valmond Enterprises Ltd Оксана Иванова посетили V совместный семинар Общественной палаты РФ и Европейского экономического и социального комитета (ЕЭСК) по вопросам продовольственной безопасности и развития сельской местности.

Позиция. Филатовой А.Ю. :

- «Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета.

Оксана Иванова и Анна Филатова

Развитие кролиководства как элемента обеспечения продовольственной безопасности

Кролиководство является наиболее быстро окупаемой из всех отраслей аграрного сектора. С появлением современных, промышленных, автоматизированных производств - доля кроличьего мяса в рационе питания российских потребителей будет увеличиваться.

Концепция развития отрасли кролиководства в Российской Федерации на период до 2020 г. может быть следующая(в задачи концепции могут входить):

развитие таких направлений, как восстановление и развитие системы отечественного племенного кролиководства; создание селекционно-генетической базы на основе научно-технических достижений; строительство новых, современных, автоматизированных, либо реконструкция и модернизация действующих производственных объектов; обеспечение развития научно-технического потенциала; расширение ассортимента выпускаемой продукции кролиководства для удовлетворения потребностей различных слоев населения; создание условий для формирования сбалансированного внутреннего рынка продукции кролиководства; создание новых направлений деятельности по видам кролиководства.

Согласно положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации состояние продовольственной безопасности определяется удельным весом отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения, в том числе мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %.

Эта контрольная цифра является для отечественных производителей мясных продуктов императивом, и ее достижение должно основываться на программах развития отдельных отраслей промышленности с определением сроков, объемов и источников финансирования для проведения модернизации промышленности.

По данным Росстата, в 2009 г. в пищевой промышленности России действовало более 30 отраслей, объединяющих 53,5 тыс. предприятий, на которых трудится 1,5 млн чел. Мясная отрасль относится к секторам, вырабатывающим социально значимые продукты питания.»

Межевикин Василий Алексеевич, начальник отдела пищевой промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, «проект доктрины продовольственной безопасности России ставит в качестве первоочередной задачу по экологизации пищевых продуктов, так как качество и безопасность пищевых продуктов определяет состояние здоровья населения и судьбу будущих поколений». 

Зарубежные ученые считают, что в ближайшие десятилетия проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире. По данным ООН, численность населения Земли к 2010 г. достигла 6,8 млрд чел., а к 2050 г. – 9 млрд чел., что в 4 раза превышает критический порог устойчивости биосферы.

Как заявил С. Серегин (департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции МСХ), пищевая промышленность России является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народно-хозяйственного комплекса, оказывающей влияние на состояние экономики всей страны и от ее эффективного функционирования зависит уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа.

Соотношение отечественного производства и импорта в формировании ресурсов балансов продовольственных товаров в 2010 г. было следующим: по мясу доля отечественного производства – 69,2 %, импортного – 30,8 %.

В последнее время сложилась тревожная ситуация с обеспеченностью мясоперерабатывающей отрасли отечественным мясным сырьем, особенно говядиной, производство которой в последнее время устойчиво снижается. Чтобы стимулировать развитие этого сектора агропромышленной отрасли, в числе первоочередных была принята целевая государственная программа «Развитие первичной переработки скота на 2010–2012 гг.», согласно которой производство говяжьего мяса на костях должно увеличиться на 420 тыс. т (с 1,4 млн т в 2010 г. до 1,8 млн т в 2012 г.). С учетом объемов образующихся при переработке сырья вторичных ресурсов (3,8–4 млн т побочного мясного сырья) в программе предусмотрено стимулирование комплексного использования мясного сырья.

В целях поддержки предприятий пищевой промышленности Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», госпрограммой и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 90 предусмотрено предоставление субсидий предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным:

– на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;

– на строительство, реконструкцию и модернизацию мясохладобоен, пунктов по приемке или первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции;

– на строительство объектов глубокой переработки высокопротеиновых сельскохозяйственных культур;

– на приобретение технологического оборудования для осуществления первичной переработки сельскохозяйственных животных и молока;

– на приобретение оборудования для холодильной обработки и хранения мясной и молочной промышленности при первичной переработке сельхозсырья.

Модернизация в сфере агропромышленного производства

Чтобы обеспечить производство продуктов питания в необходимом объеме, отрасль нуждается в коренной модернизации. Для этого требуются немалые инвестиции. По данным МСХ, инвестиции в производство пищевых продуктов в 2010 г. были в пределах 186,2 млрд руб. (в основной капитал за счет всех источников финансирования), а к 2012 г. ожидается увеличение их объема до 249,2 млрд руб. (по данным МСХ).

Модернизация в сфере агропромышленного производства должна решить несколько основных на сегодняшний день проблем: повышения конкурентоспособности национальных производителей, обеспечения страны продовольствием из собственных сельскохозяйственных ресурсов, максимального сокращения импорта.

Сдерживающие факторы развития промышленности

К числу основных сдерживающих факторов развития промышленности на предстоящий период следует отнести опережающий рост платных услуг населению – 106–107 % в ежегодном исчислении, высокий уровень инфляции, прогнозируемой на период до 2015 г. на уровне 106 %, к 2020-му – 104 %. Сюда же следует отнести и рост тарифов на продукцию естественных монополий, где динамика роста имеет явно выраженный характер. Рост цен на природный газ до 2015 г. составит 115–116 %, к 2020 г. – до 120 %, возрастут и тарифы на грузовые перевозки (108–110 %).

Увеличение объема производства и потребления биодизеля увеличивает спрос на зерновые и масличные культуры, которые ранее использовались в качестве кормов в животноводстве. По предварительным расчетам аналитиков МСХ, мировое производство биодизеля на 2010 г. (из условия использования всех заявленных мощностей) будет около 60,2 млн м3. Оборот рынка биотоплива к 2020 г. достигнет 95 млрд долл., к 2030 г. – 230 млрд долл.

В сложившихся условиях России необходимо развивать собственное производство основных продуктов питания, тем более что для этого имеются все необходимые ресурсы и условия. Разумеется, на первом этапе без государственной поддержки агропромышленному сектору не подняться, и поэтому необходимо разрабатывать стратегические среднесрочные и долгосрочные государственные программы.

Основные факторы роста производства пищевой продукции

Что же должно быть принято во внимание при выработке стратегии развития отрасли в первую очередь? Рост производства невозможен без развития сырьевой базы (а это растениеводство для производства кормов, интенсивное животноводство, культивирование земель под пастбища), без построения современной инфраструктуры агропродовольственного рынка. Чтобы рационально и комплексно перерабатывать полученное сырье, необходима модернизация устаревших и неэффективных производств, развитие прикладной и фундаментальной науки. Каждое из обозначенных направлений требует разработки отдельной стратегической программы.

Но на развитие аграрной отрасли России оказывают прямое влияние и внешние процессы. Так, протекционизм других государств по защите своих рынков ограничивает возможности российских производителей, а грядущее присоединение России к ВТО может привести к тому, что и внутренний рынок может оказаться под угрозой нашествия импортных товаров. В этих условиях государство должно оказать поддержку отечественным производителям, в первую очередь стимулировать экспорт сельскохозяйственной продукции.

Среди приоритетных направлений – обеспечение всей продукции упаковкой, сохраняющей ее качество и безопасность; создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, а также биоразлагаемой упаковки.

В числе первоочередных задач стоит создание современной инфраструктуры для снижения издержек при хранении, транспортировке и реализации пищевой продукции.

Ветеринарно-санитарная безопасность сырья и продуктов животного происхождения

Постановлением Правительства РФ (от 8.04.2004 г. № 201) надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения возложен на Россельхознадзор.

Производство продуктов питания и их реализация на международном рынке в современных экономических условиях невозможно без создания прочной и надежной системы контроля безопасности сырья и готовых продуктов питания. Продовольственная безопасность, по мнению Б. А. Крапивкина, директора ФГУ «Центральная научно-методическая веторинарная лаборатория» (Россельхознадзора), невозможна без безопасности продуктов питания.

Под продовольственной безопасностью понимается обеспечение населения (страны, планеты) запасами продовольствия в количестве, необходимом для предотвращения голода. Это означает в том числе постоянный доступ всех людей к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, необходимой для поддержания здоровой и активной жизни.

Безопасность продуктов питания – отсутствие угрозы здоровью человека, исходящей от потребляемой пищи.

Основные принципы продовольственной безопасности: достаточность запасов продовольствия, стабильность запасов продовольствия, доступность продовольствия, качество и безопасность продовольствия.

В России, по информации Б. Крапивкина, среднегодовое потребление мяса на душу населения почти в 2 раза ниже, чем в странах ЕС и США (табл. 2). Уровень самообеспеченности России основными видами мяса, по оценкам Минсельхоза России, составляет 70,5 %, т. е. ниже установленных для безопасности 85 %.

Государственный лабораторный контроль безопасности пищевой продукции

Одним из эффективных механизмов осуществления ветеринарного надзора безопасности продукции животного и растительного происхождения и кормов для животных является государственный лабораторный контроль.

Государственная ветеринарная лабораторная сеть включает 1270 ветеринарных лабораторий, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и 39 федеральных государственных учреждений, подведомственных Россельхознадзору.

Ежегодно Россельхознадзор проводит государственный лабораторный ветеринарный мониторинг остатков вредных и запрещенных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения, кормах и кормовых добавках для животных.

Группы веществ, подлежащих государственному ветеринарному контролю, согласно Плану мониторинга РФ 2010 года (Директива 96/23 ЕС, Регламенты ЕС 470-2009, 37/2010, 1881/2006, 1882/2006, 1883/2006):

группа А (А)вещества с анаболическим эффектом и запрещенные вещества: стильбены, их производные (дериваты), соли и эфиры, тиреостатики,стероиды, лактоны резорциловой кислоты, включая зеранол, бета-агонисты, А 6 (вещества, включенные в приложение 4, 2377/90 (ЕС));

группа В (Б) – ветеринарные лекарственные средства и экологические загрязнители: антибактериальные вещества, включая сульфаниламиды и хинолоны,другие ветеринарные лекарственные средства (ангельминтики, кокцидиостатики, карбаматы и пиретроиды, седативные средства, нестероидные противовоспалительные средства, другие фармакологически активные вещества), другие вещества и контаминанты окружающей среды (хлорорганические соединения, включая ПХБ и диоксины, фосфорорганические соединения, химические элементы, микотоксины, красители, другие вещества, включая незапатентованные лекарственные средства, которые могли бы использоваться для ветеринарных целей).

Перечень контролируемых групп животных (прижизненно) и продукции от них:

– мясо и мясная продукция;

– крупный рогатый скот;

– мелкий рогатый скот;

– лошади;

– сельскохозяйственная птица;

– свиньи;

– кролики;

– дичь полевая;

– дичь фермерского разведения;

– рыба и продукция аквакультуры;

– ракообразные и нерыбные объекты промысла;

– молоко;

– яйца;

– мед;

– корма.

Мониторинг продукции

В 2010 г. службами Россельхознадзора было проведено 40 446 исследований импортной продукции. Получено 2617 положительных результатов (6,4 %), в том числе по мясу всех видов – 1258 (3,1%); по субпродуктам – 484 (1,2 %);

В течение 2010 г. также было проведено 63 012 исследований отечественной продукции и получено 1342 положительных результата (2,1 %), в том числе по мясу всех видов животных – 535 (0,85 %); по субпродуктам – 279 (0,44 %).

В рамках лабораторного мониторинга было проверено более 14 тыс. партий (более 60 тыс. исследований) продукции животного происхождения и выявлено около 2,5 тыс. случаев несоответствия продукции животного происхождения установленным требованиям, из которых более 30 % приходилось на продукцию, произведенную в России.

«Для обеспечения безопасности продовольствия необходимо контролировать соответствие продукции требованиям законодательства Российской Федерации», – подчеркнул Б. Крапивкин.

По его мнению, основу системы обеспечения безопасности продовольствия на национальном уровне должна составлять парадигма анализа рисков, состоящая из оценки риска, управления рисками и оповещения о рисках.

Экономическое реформирование и техническое перевооружение

Чтобы успешно интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в России необходимо провести социальное и экономическое реформирование, что особенно актуально в свете подготовки к вступлению в ВТО. Построение новых партнерских взаимоотношений диктует необходимость изменения и гармонизации с международными стандартами законодательной, нормативной и методической базы, в том числе в области обеспечения здоровья животных, безопасности кормов и пищевой продукции.

Прослеживаемость происхождения продукции – один из факторов обеспечения продовольственной безопасности. Для организации подтверждения происхождения всех видов сырья необходимо внедрение в производственную цепочку современных автоматизированных систем контроля.

Кроме необходимости технического перевооружения в отрасли существует проблема нормативно-законодательной базы.

Техническое регулирование в агропромышленном комплексе России

Работа над созданием нормативно-правовой базы, которая проводилась согласно закону о техническом регулировании, в настоящее время сменила направленность в связи со вступлением нашей страны в Таможенный союз (ТС), в который вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

Дальнейшая работа над внутренними техническими регламентами (ТР) была приостановлена, потому что было решено принять за основу законодательной базы нормативные документы на уровне ТС, гармонизированные с законами ЕС. Так, в настоящее время на территории РФ действуют следующие технические регламенты ТС:

– «О безопасности пищевых продуктов»;

– Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;

– Технический регламент на молоко и молочную продукцию;

– «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»;

– «О безопасности зерна»;

– «О безопасности сельскохозяйственной продукции»;

– Технический регламент на масложировую продукцию;

– Технический регламент на пищевую продукцию в части ее маркировки.

Возврат к списку